Оживляем натюрморт


От редакции ФМ:
Рекламная фотография — одна из самых сложных для фотографа сфер деятельности (что, кстати, доказал проводившийся в прошлом году в ФМ конкурс рекламной фотографии). Несмотря на то что натюрморт, то есть группа неподвижных предметов, не может изменить выражение лица или в самый неподходящий момент принять иную позу, крайне сложно заставить его ожить и играть в соответствии с замыслом заказчика. Есть масса способов сделать кофе черным (причем для этого совершенно не нежно наливать в чашку именно кофе), а шампанское — искристым. По нашей просьбе фотограф Дмитрий Галантерник приоткрывает некоторые секреты своего мастерства.

Моей основной задачей было добиться, чтобы напиток в бокале как бы светился изнутри. В связи с необходимостью большого увеличения съемка велась камерой Sinar F2 (4×5 дюймов). Объектив Sironar 150 мм f/5,6 был задиафрагмирован до f/45, чтобы обеспечить максимальную глубину резкости. Использовалась листовая пленка Kodak Ektachrome 100.

Осветили весь натюрморт всего два источника света, а необходимая дополнительная подсветка обеспечивалась отражателями. Осветитель, который находился справа (мощность 6000 Дж), был прикрыт рассеивателем, что заметно по блику на бокала. Слева располагался небольшой, примерно 20×30 см, экран белого цвета, который, отражаясь в стекле, повторил очертания бокала. Глубокий черный фон помогает сконцентрировать внимание на игре цвета и формы.

За бокалом на проволочке стоял отражатель золотого цвета, вырезанный по форме бокала (его можно сделать из фольги соответствующего цвета). На него был направлен луч света от стоящего слева осветителя мощностью 3000 Дж с насадкой Snoot («нос»). Отражение этого луча и дало требуемый эффект.

Рисунок освещения натюрморта. Схема освещения натюрморта.
  1. Камера
  2. Экран-отражатель золотого цвета
  3. Осветитель с рефлектором Snoot
  4. Осветитель со стандартным рефлектором
  5. Рассеиватель
  6. Белый экран-отражатель
  7. Фон
  8. Подставка из черного стекла

Теми нюансами, которые вдохнули жизнь в картинку, стали искусственные лед, роса и капли и еще один миниатюрный отражатель за ломтиком ананаса, также укрепленный на тонкой проволоке. Звездочки на ножке бокала обеспечил звездный 4-лучевой фильтр на объективе.

После того как точечным замером отраженного света (через пятиградусный визир экспонометра) по бокалу была определена экспозиция (f/45; для минимизации воздействия постороннего освещения я установил 1/250 с), я сделал несколько мгновенных проб на материале Polacolor 579 (4×5 дюймов, ISO 100). Это позволило не делать дублей и попасть первым же слайдом «в яблочко» — результат вы видите на этой странице.

Бокал с напитком. Натюрморт (фото: Дмитрий Галантерник). Камера Sinar F2, объектив Sironar 150mm f/5.6, пленка Kodak Ektachrome 100.

Источник:
журнал «Фотомагазин» № 1 (14) 1997 © Дмитрий Галантерник, 1996